Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Методологические основания метода контент-анализ
1.1Метод контент-анализ в социологии: от истории до разработки инструмента.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ имеет очень длительную историю. Он начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.
Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.
Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.
После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.
Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
Основные процедуры контент-анализа
В настоящее время к базовым процедурам контент-анализа относятся выявление смысловых единиц и выделение единиц счета.
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа
Смысловыми единицами могут быть:
• понятия, выраженные в отдельных терминах;
• темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
• имена, фамилии людей;
• события, факты и т. п.;
• смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета
Единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
• физическая протяженность текстов;
• площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
• число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
• длительность трансляции по радио или ТВ;
• метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
• количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета
Подсчет результатов в общем виде сходен со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.
Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях.
Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.
Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.
В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. Дата публикации: 22 Март, 2014
2. С. С. Фролов. Общая социология. — Учебное. ООО "Проспект", 2011
3. Зборовский, Е. А. Шуклина. Эмпирическая социология. — Учебное. — 2016
4. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: Достоинства и ограничения
5. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997
6. Эмпирическая социология: учеб. пособие / сост. Л.А. Мироненко. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013
7. В.А. Ядов Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности
8. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2003.
9. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. - М.: Аспект Пресс, 2008
10. Дэвис, Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.